Педагог-психолог Богатырёва И.Ю. (г. Чита)
Вторник, 30.04.2024, 11:28
Важные сообщения!
Тег MARQUEE Для удобства пользования сайтом, рекомендуем использовать браузер Maxthon. Психологическая почта: psychologists11@mail.ru. Бесплатная круглосуточная, анонимная психологическая поддержка 8-800-2000-122.
Диплом 1 степени
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Информер
Осталось...
Погода
Архив записей
Наши опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Полезные ссылки


Приветствую Вас Гость | RSS
Сотрудничество

Сотрудничество психолога и педагога

в едином образовательном пространстве.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию я хотела бы представить очень важную тему, на которую у нас порой не хватает времени, но с каждым годом она становится всё актуальнее и актуальнее. Это «Сотрудничество психолога и педагога в едином образовательном пространстве».

Многие изменения, происходящие в современном образовании, вызывают противоречивую, а порой и резко отрицательную реакцию. Появление психолога в школе также было встречено весьма настороженно, особенно учителями. Это вполне объяснимо: традиционно существовали два главных действующих лица в образовательном процессе – учитель и ученик. Один учит, другой учится. А чем занимается психолог? Он призван помочь и тому и другому, но, чтобы справиться с профессиональными обязанностями, психологу не только желательно, но и необходимо научиться устанавливать продуктивные отношения и с педагогами, и с детьми.

Конечно, профессиональные позиции педагога и психолога имеют серьёзные различия.

Во-первых, психолог – специалист по неодинаковости (по меткому замечанию А.Г. Асмолова), педагог – специалист по выравниванию. Основная задача первого – помочь ребёнку построить путь индивидуального, своеобразного развития. Задача второго – помочь каждому ученику усвоить заданный учебный стандарт, одинаковый для всех, а попутно – еще и оказать на ребёнка воспитательное воздействие, стремясь добиться соответствия его личности некоторому очевидному для учителя культурному нормативу. В результате вектору устремлений педагога и психолога часто имеют разные направления.

Во-вторых, для психолога оценочные осуждения неприемлемы, а в педагогической деятельности без них не обойтись. Более того, почти во всех школах существует система оценок, позволяющая перевести уровень учебных знаний, умений и навыков школьника в четкие и ясные количественные показатели. Индивидуальное же психическое развитие не удается оценить в баллах.

В–третьих, ситуация постоянного оценивания других, в которой оказывается педагог, почти неизбежно выносится им и за пределы школьного класса. Что порождает стремление оценить любую деятельность (в том числе и деятельность школьного психолога). Сам психолог обычно не может и не хочет рассматривать продукты своего труда таким образом.

В–четвёртых, «мишенью» работы психолога чаще всего выступает эмоционально – мотивационная сфера личности ребёнка, которая рассматривается в качестве базовой, основополагающей для личностного развития. Педагог воздействует, прежде всего (а иногда и только лишь) на когнитивную сферу.

Но, не смотря на эти все различия, мы работаем в одном образовательном пространстве, и, чтобы добиться результатов должны сотрудничать!

Все мы знаем, что психические перегрузки, которые испытывает учитель ежедневно в своей работе, разрушают его личность, истощают психоэнергетику. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой, проектировочными умениями и многое другое. Приходя в класс, переутомлённый учитель утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности. Он становится перевозбужденным, раздражается, переходит к давлению на ученика, проявляет нетерпение и гнев. По причине хронического переутомления учитель становится не готовым к позитивному принятию нововведений в школе, повышению собственной профессиональной компетентности. Эффективную помощь школьному учителю может оказать психолог.

Вместе с тем, направление работы с педагогами является одним из наименее разработанных направлений деятельности школьного психолога. Возможно, это связанно с тем, что данное направление является наиболее сложным для психолога по нескольким причинам.

  1. Низкая мотивация
  2. Низкий уровень доверия, настороженное отношение.
  3. Установка администрации на оценочную работу психолога.
  4. Неразработанность практического подхода в психологии к этой теме.
  5. Деликатность темы, связанная с тем, что она затрагивает личностные особенности педагогов.
  6. Опасения педагогов, что проводимая работа будет строиться по принципу  субъект-объектных отношений.

В связи с этим, на этот учебный год, я поставила перед собой следующие задачи организации работы с педагогами.

1. Усиление мотивации педагогов на сотрудничество с психологом, повышение интереса к этой работе.

2. Формирование доверительного отношения со стороны педагогов к психологу.

3. Развитие представлений педагогов о том, что в работе с психологом они могут выступать как равноправные субъекты.

4. Создание предпосылок для развития способности педагогов к анализу и самоанализу педагогической деятельности в противовес оценочному подходу.

5. Разработка стратегии и тактики работы психолога по повышению психологической компетентности педагогов.

6. Разработка системы тренинговых занятий для педагогов.

Принципы построения работы с педагогами:

  1. Принцип личностно-ориентированного стиля общения с педагогами.
  2. Принцип сотрудничества: формирование новых знаний, нового опыта в ходе совместной работы у каждого из участников взаимодействия.
  3. Принцип дифференцированного подхода: учёт индивидуальных особенностей педагогов.
  4. Принцип безопасности: создание атмосферы доброжелательности, гарантии конфиденциальности данных.
  5. Принцип эмоционального комфорта: создание при взаимодействии с педагогами атмосферы, помогающей им раскрыть свои ресурсы и возможности и адекватно воспринимать обратную связь.
  6. Принцип вариативности, гибкости: готовность психолога учитывать при взаимодействии с педагогами нестабильность их эмоционального состояния и непредсказуемость самой ситуации общения.

Залогом успешной работы психолога с педагогами также является многообразие применяемых форм и методов психологического сопровождения: консилиум, организационно – деловые и ролевые игры, тренинги, лекции, семинару, дискуссии, открытый психологический анализ урока.

Работа с педагогами включает несколько этапов.

  1. Анкетирование и тестирование педагогов.
  2. проведение анкетирования учащихся с целью получения обратной связи об их взаимодействии с учителями. (Анкеты «Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов», «Оценка педагогической деятельности», «Изучение удовлетворённостью школьной жизнью»).
  3. Индивидуальные и групповые консультации.
  4. Круглые столы, семинары («Конфликты: причины и способы выхода из них»)
  5. Методическое объединения кл.руководителей  («Как быть здоровым», «Психологические особенности подростков», «Педагогический настрой», «Имидж учителя», «Качество вашей жизни», и др.)
  6. Психолого-медико-педагогические консилиумы.
  7. Педагогические советы.
  8. Психолого-педагогические тренинги, которые включают в себя ситуации, с которыми учитель сталкивается в своей работе и семейной жизни, в общении с «трудными» учащимися, восстановление сил после напряженного урока, разрешение педагогических и семейных конфликтов.

Изучая данную проблему, я наткнулась на очень интересную методику.

Недавно в ряде российских школ была апробирована технология согласования взаимных ожиданий учителей и психологов. Ее разработала кандидат психологических наук Марина Битянова. В школах была проведена деловая игра на прояснение взаимных ожиданий и постановку общих задач профессиональной деятельности. Игра проходила в несколько этапов.

Сначала психологи и педагоги независимо друг от друга составляли списки запросов: педагоги к психологам, психологи к педагогам.

На втором этапе группы знакомили друг друга с содержанием своих списков. Одновременно участники игры заполняли три листа ватмана.

Первый лист был озаглавлен «Взаимные ожидания». На него выписывались «зеркальные» запросы. Так, скажем, в обоих списках был пункт «Выявление индивидуальных особенностей каждого ученика».

Второй лист назывался «педагог - психологу». На нем фиксировались запросы, адресованные педагогами психологам и не нашедшие своего отражения в списке последних. Скажем, среди прочих был такой запрос, как «Помощь педагогам в преодолении стрессовых состояний».

Третий лист был озаглавлен «Психолог - педагогу», и на нем соответственно фиксировались не поддержанные педагогами просьбы, инициативы, ожидания психологов, например: «Проведение совместной педагогической рефлексии по итогам психологических игр, проводимых в классе»

Затем участники совместно решали, что им делать с теми запросами, которые не нашли поддержки у другой стороны. Ряд запросов был снят (участники пришли к выводу, что они адресованы не тем специалистам). С некоторыми противоположная сторона согласились («Да, это действительно должно входить в нашу работу»), и они были внесены в общий список «зеркальных вопросов». По некоторым пунктам была серьёзная полемика, но так или иначе все «односторонние» запросы были изучены и проговорены. Остались «зеркальные» запросы.

С «зеркальными» запросами участники работали на завершающей стадии деловой игры. Эти запросы были превращены в общие задачи работы. Например, общий запрос «Помощь в работе с трудными детьми» стал задачей под названием «Сотрудничество в решении проблем обучения, общения и поведения отдельных учащихся».

На этом сама игра закончилась, но у нее было очень важное продолжении. На основе общих задач родились конкретные планы совместной работы педагога и психолога, курирующего данный класс. По общему мнению, такой план – очень эффективный и реально работающий документ.

Конечно, если психолог в школе один, может показаться, что проводить эту игру нет смысла. Это только на первый взгляд. Благодаря обнаружению общих задач психолог сможет найти место своей работы в каждом классе. Безусловно, психолог не сможет выстроить свою работу в каждом классе системно, но сможет подключиться к работе именно тогда и в те моменты, когда он действительно нужен.

А мы, уважаемые коллеги, очень нужны школе!

Смирнова Е.Б. – педагог – психолог
МБОУ «Европейский лицей»
Выступление на МО педагогов – психолог Оренбургского района
август,2012 года

Copyright MyCorp © 2024